semenkov_kritik

Categories:

Современный город и общественный транспорт - вещи несовместимые

Почему люди в современном мире мечтают о личном автомобиле? Кто-то скажет: «Комфорт, признак достатка, свобода передвижения». Я соглашусь с этими причинами и добавлю от себя ещё одну: «Потому что без автомобиля сейчас жить почти невозможно». 

Посмотрите на парковку возле любого супермаркета в вашем городе — примерно три из пяти машин будут либо совсем дешёвыми, либо явно нуждающимися в ремонте и покраске кузова, замене фар и т.п. Сказать, что такой автомобиль — это роскошь, точно нельзя. Да и сами владельцы подобных авто редко ходят в одежде модных брендов и обедают в ресторанах.

Некоторые уже заподозрили, к чему я клоню. Они уже ждут фразы, вроде «поэтому надо развивать общественный транспорт(далее в тексте ОТ)». Да, я думаю, что у человека должен быть выбор. Вот только практически в любом современном городе создать такую систему ОТ, чтобы она была комфортной, не требовала громадных дотаций из городского бюджета и, главное, могла конкурировать с личным автомобилем,  невозможно.

Довольно часто я слышал или читал, что на вопрос: «Что нужно для развития общественного транспорта ?» люди отвечают: «закупить больше автобусов», «сделать выделенные полосы движения», «добавить ещё несколько трамвайных маршрутов», и тому подобные фразы. Это верно, но лишь отчасти.

Давайте подумаем, в чем преимущества личного авто в сравнении, например, с автобусом. Хотя эти выводы будут верны для любого наземного ОТ. Первое, что приходит на ум: удобная посадка\высадка, регулирование температуры в салоне, возможность убрать ручную кладь в багажник. Но, будем честны, это совсем не основные причины отказа от ОТ.

Сколько метров нужно пройти от дома до остановки? От остановки до нужного места? Сколько перейти при этом дорог? Насколько удобными будут тротуары? Насколько этот путь будет соответствовать стандартам безбарьерной среды? Не придётся ли прыгать через лужи? Не возникнет ли на этих улицах толкотни из-за чрезмерного количества пешеходов? Не нападёт ли стая бродячих собак? И ещё десятки вопросов, которые не беспокоят автомобилистов.

Система ОТ — это не только рельсы, дороги, трамваи, автобусы и так далее... Это, прежде всего, комфортная и безопасная городская среда, которая не вынуждает покупать личный автомобиль. Это тысячи решений городского планирования, когда ширина тротуара, например, определяется не случайно, а по количеству проходящих по нему людей. Это отказ от малоэтажных магазинов и домов в городской черте. Это постоянный мониторинг качества всех  тротуаров — от остановочного павильона до подъездов соседних домов. Это чёткое следование мастер-плану и диктование условий застройщикам, чтобы не допустить перенаселённых районов. Это внимание к проблеме «маятниковой миграции» и контроль за тем, чтобы жильё, рабочие места и развлечения не концентрировались в отдельных областях города. Это месяцы работы над наилучшим расположением остановочных павильонов и тщательное продумывание маршрутов.  Это направление денег, полученных от перевозок пассажиров, только на зарплаты работников сферы ОТ и ремонт\обновление автобусов, троллейбусов, трамваев и сопутствующей инфраструктуры. Это грамотная ценовая политика в отношении проездных билетов. Это создание всех условий, чтобы для человека отказ от личного автомобиля и замена его на ОТ были возможны без существенной потери в удобстве поездок и качестве  жизни.

Утопия, скажете вы? При текущем влиянии строительного бизнеса на городские власти, при вездесущей коррупции и халатности, при отсутствии или неправильной роли мастер-плана у большинства городов — да, это утопия. На самом деле, все разговоры о том, что нужно развивать ОТ, мне сейчас кажутся абсурдными. Вы можете закупить самые современные низкопольные автобусы, оснастить их множеством кондиционеров, массажными креслами, бесплатным Wi-Fi и ещё десятком удобств, только вот практически ни один город от этого не пересядет с личного автомобиля на ОТ. Решение о покупке авто,пусть даже самого дешёвого, чтобы просто ездить на работу и в магазин, человек принимает, оценивая путь от дома\места работы\магазина до ближайших к ним остановочных павильонов, которые, к слову, тоже не всегда удобны. Для этого нужна планомерная системная работа, к которой большинство городских администраций сейчас не готовы.

Общественный транспорт здесь не нужен. Сначала нужно наказать тех, кто допустил такую ситуацию, и сделать нормальную улицу.
Общественный транспорт здесь не нужен. Сначала нужно наказать тех, кто допустил такую ситуацию, и сделать нормальную улицу.

Можно, конечно, пойти другим путём, а именно: вынудить людей пользоваться ОТ, сделав всё, чтобы даже от самого дешёвого автомобиля пришлось отказаться всем, кто не готов постоянно платить большие деньги. Но это — путь в никуда. Это отказ от конкуренции и стремления к качеству. Если в таком городе к вам сегодня тихо подъезжает красивый трамвай, то через несколько месяцев не удивляйтесь, что тот же самый трамвай скрипит, а краску на его корпусе никто не обновил. Системные проблемы не решаются точечными решениями.

Безусловно, есть города с отличной системой ОТ. Но это лишь исключения, которые, как известно, лишь подтверждают правила. Если несколько человек откажутся от курения по собственным соображениям, это не значит, что нужно перестать рассказывать о вреде курения. Поэтому я и говорю о «болезнях»  современных городов, чтобы в будущем люди знали о них и старались избегать. Но я не могу заставить чиновников прочитать эту статью. Я лишь могу обратить на неё внимание активных людей, которые, надеюсь, смогут найти способы донести до властей своих городов основные тезисы.

И ещё. Пишите в комментарии свои ответы на вопрос: «Что нужно для развития общественного транспорта?». Мне важно ваше мнение. Давайте вместе сделаем города хоть немного лучше.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened