semenkov_kritik

Category:

5 типов архитектуры

Архитектуру сейчас принято разделять на модернистскую и традиционную. Причём разделение происходит достаточно просто — всё, что похоже на исторические районы городов, построенные до 1920-х годов — традиционная архитектура, всё остальное — модернизм. Конечно, многие ещё отдельно выделяют постмодернизм и футуризм. Вот только такая классификация, ставящая во главу угла временные рамки, мне кажется неправильной.

Представляю вам новую классификацию архитектуры, основой которой является определение «контраста», различное для каждого типа архитектуры.

Тип 1. Традиционная архитектура.

Иглу.
Иглу.

Традиционная архитектура — это постройки посреди природы, стоящие обычно небольшими группами и сделанные из подручных материалов. Такая архитектура контрастирует с окружающими её природными объектами — деревьями, горами, дюнами и так далее, ввиду своей необычности. Каждое здание представляет собой отдельный объект и снос/постройка нескольких из них практически не влияют на степень контраста.

Тип 2. Средовая архитектура.

Барселона.
Барселона.

Как понятно из названия, средовая архитектура создаёт некую искусственную среду, причём каждый объект, также как и в среде природной, является уникальным. Более того, все дома в средовой архитектуре должны быть значимы не только сами по себе, но и быть удачной частью общего пейзажа. Поэтому при таком подходе уделяется большое внимание деталям — иначе возникнет ощущение «леса без веток и листьев». Особое внимание уделяется фасадам, по которым сразу можно судить о статусе владельца. Контрастирует такая архитектура с естественной, природной средой, предлагая объектам природы свои «аналоги». Естественно, чем лучше из зданий создаются единые архитектурные ансамбли, тем сильнее контраст. 

Тип 3. Модернистская архитектура.

Стокгольм.
Стокгольм.

Основная парадигма модернизма — строительство нового мира с нуля. Поэтому и города, построенные по такому принципу выглядят как внезапно появившиеся посреди равнины горы. А так как модернистские здания, в основном, представляют собой четырехугольные призмы, то для создания хоть каких-то красоты и контраста, просто необходима высотная доминанта. 

Швейцария.
Швейцария.

Красиво, но было бы лучше,  если бы посреди это горной гряды была вершина на метров 200 выше остальных. Кроме того, на фото выше горы «раскрашены» в разнообразные цвета и каждая из них имеет свою форму. В модернистском квартале все здания зачастую выкрашены однотипно, внимание к деталям на фасадах минимально, да и формы редко отходят от стандартных прямых углов. В итоге, не предложив ничего равноценного природной среде, модернистская архитектура может контрастировать только различием между высотой, формой, цветом отдельных построек, называемых  доминантами, и остальными зданиями, выполненными практически на 100% по чётко сформулированным стандартам, которые призваны создавать «машины для жилья». Степень контраста определяется просто — чем выше и необычнее доминанта, тем и контраст будет сильнее.

Тип 4. (Не)-архитектура.

Лас-Вегас
Лас-Вегас

Мы живём в мире, полном стереотипов. Мы знаем, что яблоко не должно быть в форме куба, а облака не могут быть зелёными. Так же у большинства людей есть сложившийся набор стереотипов относительно того, каким должно быть жилое здание и как должна выглядеть, например, больница. Но архитектор может строить что угодно, не оглядываясь на мнение большинства, если его идеи поддерживает заказчик. Так и появляются здания типа «(не)-архитектура». Такие постройки контрастируют с самим пониманием людьми того, что является или что не может быть архитектурой. Чем меньше здание будет похоже на стереотипный образ, тем сильнее будет контраст.

Тип 5. Нео-ландшафт

Китай
Китай

Название, снова, говорит само за себя. Основная часть зданий типа «нео-ландшафт» представляет собой искусственные холмы, на которые можно подняться, посадить там деревья, сделать общественный бассейн, в общем всё тоже самое, что и на обычной, естественной форме рельефа. При этом, весь объём холма так же является частью здания. Постройки такого типа контрастируют с самим определением формы рельефа, потому что не требуют ни подстраиваться под природный ландшафт, ни разравнивать его, что делали при строительстве городов раньше. Чем эффективнее будет использоваться объем, не задействованный в подобных естественных формах рельефа, тем сильнее будет выражен контраст между ними.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened